Главная Клуб Тэн-Чи Вопросы - Ответы Что делать, если ребёнок ленится идти на тренировки?

postheadericon Что делать, если ребёнок ленится идти на тренировки?

Лень – типичная ситуация не только для детей младшего школьного или подросткового периода, но и для вполне зрелых сформировавшихся людей. Но лень – это не проблема, это её симптом. Как правило, она основывается на нежелании тратить силы для достижения весьма умеренного (с точки зрения подсознания) результата.

Человек, занимающийся боевыми искусствами, к сожалению, имеет множество предустановок, втиснутых в сознание и друзьями, и родителями, и СМИ. Как Вы понимаете, речь идёт о мотивации, точнее, об иллюзиях в мотивации. Вот некоторые из них: занятия БИ (боевыми искусствами) позволят быть сильнее всех; занятия БИ не требуют долговременного обучения (это хорошо демонстрируется в видеофильмах, где за несколько кадров проходит множество лет практики БИ, что подсознанием не воспринимается как течение длительного времени); занятия БИ позволяют стать самым-самым-самым… Естественно, что такие заблуждения подсознание вполне устраивают, а значит, позволяют человеку самообмануться. В результате, придя на тренировки, человек ожидает быстрый, порой мгновенный эффект. И хорошо, если человеку требуются спортивные степени, он это осознаёт, отслеживает корни своей проблемы и понимает, что в реальности "бьют по морде, а не по поясам". Плохо, если такого чёткого контроля со стороны сознания нет. Тогда возникают и разочарования, а с ними лень, и субзаблуждения, призванные "объяснить" самому себе "почему я хороший, а система не работает". Естественно, что взрослый человек может и должен разбираться с проблемой мотивации самостоятельно. Особенно, если его желание достигнуть высот духа в боевых искусствах велико. Здесь должна работать старая добрая истина: "Не позволяй душе лениться!". Только так можно придти к постижению вершин и глубин боевого искусства.

 

С детьми всё не так просто…

Внутренняя мотивация ребёнка – это тяжёлый труд воспитания и самовоспитания. Ребёнок не способен на долговременные проекты самопознания, не готов отслеживать свои внутренние заблуждения, не способен уличать внешнее во лжи. Неготовность интеллекта и незрелость сознания могут компенсироваться в воспитательном процессе внешней мотивацией и стимуляцией внутренней деятельности ребёнка. Речь идёт как о классическом методе «кнута и пряника», так и о более тонких способах. Несколько вариантов:

Включение.

Обычно родители не серьёзно рассматривают вопрос включения собственно себя лично в процесс становления ребёнка. Подразумевается, что достаточно, например, купить чаду интересующий его фильм с участием его любимого героя-бойца. Если для Вас вопрос воспитания в ребёнке позитивной мотивации важен, то Вам следует полностью "включиться" в действие, то есть посмотреть вместе с ребёнком фильм, получить от него массу положительных эмоций (!) и с удовольствием обсудить его. То же предполагается и для других действий: вместе с чадом стоит "поразбирать" интересный приёмчик, порисовать воинов Шаолиня и т.д. Чем больше действий, в которых Вы сможете вместе с ребёнком пережить его эмоции и преумножить их за счёт Вашей аналогичной реакции, тем больше возрастёт заинтересованность ребёнка в занятиях. Его станут привлекать занятия потому, что они привлекают Вас.

Позитивный якорь.

Ваш ребёнок любит сладости? Любит играть на компьютере? Ходить в кино? Супермодную одежду?.. Не важно, что! Главное, что Вы об этом знаете. И можете создать для своего чада "позитивный якорь" - явление, которое подсознательно будет связываться с тем действием, что необходимо выполнить – своеобразная форма условного рефлекса. Если после каждой (!) тренировки ребёнок будет получать свой любимый шоколад или лишние 30 минут компьютерного боя, то позитивное подкрепление вполне может поднять статус занятий айкидо, при чём, незаметно для самого ребёнка. Главное – не стоит делать ударение на том, что ребёнок получает что-то за нужные Вам действия! Необходимо не акцентироваться на вопросах договора, а просто односторонне выполнять его: ребёнок потренировался – ребёнок получил "подарок". Основой должно быть следующие:

  • Не ставить ребёнка в известность о зависимости "тренировка-подарок", пусть догадывается сам – это полезно;
  • В качестве "подарка" выбирайте небольшие, но приятные действия. (Мы советовали, например, делать детям по приходу с тренировки молочный коктейль / молоко, мороженное, какао или тёртый банан / или в день тренировки разрешать смотреть ночной фильм.)
  • Подарок" должен быть всегда за тренировку, вне зависимости от Ваших финансовых и других возможностей! И никогда – вне тренировки.

Методы можно применять одновременно.

Обновлено (08.08.2010 00:38)