Главная Третчатка Методики ТРЕТЧАТКА: ВОПРОСЫ НОВИЧКОВ

postheadericon ТРЕТЧАТКА: ВОПРОСЫ НОВИЧКОВ

Что такое Третчатка?

Это импульсное обучение системой краткосрочных курсов по модульной форме набора предметов.

Сложно? Тогда давайте проще! Вся эта длинная фраза значит, что несколько раз в год можно прийти на пару-тройку дней в спортивный зал и, отрешившись от всего мира, тренироваться и учиться чему-то новому для себя.  И, если пройти все курсы, то может оказаться, что не нужно тренироваться каждый день – достаточно несколько раз в год на два-три дня всего себя отдать тренировке.

Каждый такой короткий (двух- или трёхдневный) курс проходит очень интенсивно, создавая искусственную экстремальность для занимающихся.

Курсы формируются по направлениям:

- Самоз (самооборона)

- ПСС - Помоги Себе Сам (первая помощь)

- Максима (работа с оружием и против оружия)

- Турспас (спасение и выживания в условиях автономии)

И прочие.

Для того, что бы освоить каждое направление на базовом уровне, нужно пройти минимум три Третчатки этого направления. Третчатки внутри направления расположены по цветовой схеме «светофора»:

- Зелёный уровень – самая простая;

- Жёлтый уровень – посложнее;

- Красный уровень – самый сложный.

Для особенных постоянных участников третчатки – аксакалов – существуют ещё два этапа: серебряная и золотая. Но для этого нужно уже быть действительно мастером, прошедшим многое.

Как это происходит?

В течении многих часов (детские – от 3-х до 7 часов в день, юношеские – от 8 до 14 часов в день) происходит работа по режиму чередующихся блоков, состоящих из:

- Теория

- Тренировка

- Санитарное время.

Только санитарное время считается перерывом. В это время можно поесть, переодеться или заняться личными делами. Обычно это время от 5 до 15 минут. Всё остальное время – только работа! Телефонные звонки, выход за территорию, даже туалет – только при разрешении инструктора!

И так – несколько дней!

Как это работает?

От уровня к уровню, от курса к курсу у человека улучшаются его навыки безопасности, появляется необходимые знания. Но самое главное действие Третчатки заключается не в этом.

Третчатка даёт особенное психологическое состояние уверенности в себе и шаблонах поведения, которые предлагаются для различных ситуаций. Когда человек выходит после Третчатки на улицу и делает глоток свежего воздуха, он вдруг осознаёт, насколько всё вокруг мед-лееее-нное! Его сознание привыкает за несколько дней тренинга к быстрым вычислениям сложных задач: спасать, драться, конфликтовать и мириться, контролировать свою зону или безопасно двигаться. И задачи, которые в обычном – повседневном – режиме ставит перед ним жизнь, кажутся ему очень лёгкими. Появляется ощущение, что ты готов жить в режиме «турбо»! И если в этом состоянии у человека возникает необходимость решить сложную задачу – оборониться, оказать первую помощь, пройти сквозь агрессивную толпу или транспортировать пострадавшего – решения приходят сразу и чётко выполняются. Конечно, такое состояние не держится долго. Вскоре, оно потребует обновления! Значит, если нужно сохранить возможность перехода в «турбо» - нужно будет «подзарядиться» новыми впечатлениями на следующем этапе Третчатки.  А если таких Третчаток будет пройдено минимум три, то многие шаблоны поведения, изучаемые на них, закрепятся, и уже не будут требовать обновления слишком уж часто. Это мы и называем кумулятивным эффектом обучения.

Зачем мне это надо? Ведь есть же ОБЖ!

ОБЖ и Третчатка – это очень разные вещи. Настолько, что их даже сложно сравнивать. Если рассматривать самые главные отличия, то они заключаются в следующем:

1) ОБЖ – это теоретический предмет, а Третчатка – практический. Она не просто рассказывает о тех или иных знаниях, а заставляет их сразу же проверить на искусственно созданной ситуации.

2) Третчатка захватывает значительно больше областей безопасности – самооборону, туризм, спасение людей и прочие. Именно потому, что подходит к этому вопросу комплексно, не деля безопасность на гражданскую, личную или какую-либо ещё.

Ну и самое главное…

3) ОБЖ – предмет, который нужен, по большему счёту, государству, а не учащимся. Государство учит тому, как должны действовать законопослушные граждане, чтобы не мешать работать службам – полиции, армии, спасателям и врачам. В первую очередь на это направлено большинство знаний предмета. А вот личная безопасность предметом практически не рассматривается. Именно поэтому, хотя предмет давно уже введён в школьную программу, когда учащиеся оказываются в экстремальной ситуации – они не знают, что делать – им не давали шаблонов действий при угрозе лично их жизни! Третчатка такие шаблоны даёт.

Почему именно такая форма? Почему не просто тренировки?

Третчатка, на наш взгляд, наиболее выгодный способ учиться. И вот почему:

Во-первых, Третчатка занимает всего несколько дней в триместр. Она не нуждается в выполнении трудоёмких домашних заданий, не требует долгой подготовки. Просто поднялся и пришёл – почти всё остальное за тебя сделают инструкторы. Для многих такой график намного более выгодный, чем находить время на тренировки по чуть-чуть, но каждый день.

Во-вторых, в результате метода «по чуть-чуть»  получается, что часто пропускают занятие – то заболел, то дела-проблемы, то просто не охота. А тут – пришёл и – изволь учиться! Это очень дисциплинирует и не позволяет пропустить ни одного занятия!

В-третьих, потому что, когда учишься как в школе – получается, что на каждом уроке первые пять минут тратятся на то, чтобы настроится на урок. Прибежал с музыки на математику и – пожалуйста! – пока раскачаешь сознание и заставишь его перестроиться с нот на цифры – время убежало. На Третчатке же весь день занят только одним – вопросами того направления, которое выбрал. Например, пришёл на третчатку по первой помощи – и не приходиться от урока к уроку перестраиваться – на каждом занятии голова занята одним: спасти людей!

В-четвёртых, занятия Третчатки, если они были бы «по чуть-чуть», не создавали бы напряжения. А так – всё, как в экстремальной ситуации. Ведь в экстремальной ситуации обычно жизнь сильно меняется, ломается, оказывается незнакомым и режим, и люди вокруг и отношения между людьми. Третчатка и имитирует это – сбой в режиме, сообществе, отношениях, да плюс к этому требует быстрых решений сложных задач.

Ну и в-пятых, Третчатка вытаскивает из человека его нутро. Нет, конечно, не в прямом смысле. Просто на Третчатке человек начинает понимать, где он слаб. Где он трусит. Где он не сможет пойти против чужой воли и силы, а где, напротив, не видит возможности найти компромисс, идя в лобовую атаку. Третчатка – это способ узнать себя «Другого», такого, каким можешь оказаться в настоящей экстремальной ситуации… А это знание – многого стоит.

Что нужно иметь с собой, что бы пройти Третчатку?

С собой нужно два спортивных костюма – один обычно не успевает высохнуть за время отдыха.

Полотенце для тела.

Если остаются на ночь – предметы личной гигиены.

Кружка, миска, ложка, ножик.

Спортивную обувь для пробежки (если пробежка по улице заложена в режим).

Эластичный бинт для суставов – обычно страдают на второй день перетружденные локти, колени, запястья.

Канцелярия: тетрадь а5 формата, карандаш, авторучка, цветные карандаши, ластик, клей-карандаш, линейка.

Вопрос питания стоит особо. Продукты разделены на два списка. Обязательные и запрещённые. Всё, что не входит во второй – можно брать с собой. Всё, что в первом – должно быть с собой обязательно.

Обязательные:

- какао (или Несквик)

- молочнокислые продукты (кефир, простокваша, йогурт, бифидок, варенец и пр.)

- сухофрукты

- орехи

- мёд.

- фрукты

- овощи

Запрещённые:

- копчённое,

- солёное,

- пережаренное,

- жирное,

- избыточно сладкое,

- кириешки, чипсы, другие схожие продукты.

Это минимум для любой третчатки. Если требуется что-то ещё (учебное оружие, предметы личной гигиены, турснаряжение и прочее) –  инструктор сообщает заблаговременно.

Каковы цели Третчатки?

Во-первых, цель – научиться! Не только получить знания, но и попробовать их на практике, в условиях, когда создаётся искусственно экстремальность: то время ограничено, то напарник бьёт по голове, то тебе корчат страшные рожи и ругают вполне по-взрослому. В таких условиях знания применить очень сложно. Но это получается, если всё время до практического упражнения и во время него контролировать себя. Этому,  в том числе, мы и научим в первую очередь.

Второй важный момент: проверить себя. В первый же день Третчатки  инструкторы сообщают: «Ваша основная задача – дойти до своего предела!». Это очень важно – знать свой моральный и физический предел. Когда знаешь, где может настать личный порог выносливости – постепенно научаешься экономно расходовать свои силы, научаешься концентрироваться на самых важных задачах, отбрасывая лишнее и правильно расставляя приоритеты, контролировать каждое движение и душевный порыв. Поэтому Третчатку не проходят, как правило, только те, кто много лениться, трусит за свою «шкурку» или те, кто хочет позировать, а не искать свой предел. Всё это, на наш взгляд – не качества воина, не качества человека, готового к жизни. Это себялюбие, и только оно мешает пройти Третчатку.

Поэтому важно для Третчатки – не быть себялюбом!

Какие качества важны для Третчатки?

Контроль. Под этим понимаем не контроль напарника, а контроль своих движений, своих чувств, времени, личной зоны, территориальных меток и важных объектов. Всему этому мы можем научить, но без личного вложения сил, без терпения и труда самого ученика – ничего не получится. Поэтому сразу нужно настроить себя на то, что важное качество для третчатки – умение контролировать себя.

Умение думать. Почему-то почти все уверены, что достаточно просто родиться человеком, чтобы уметь думать! Но это не так. А уж умение сохранять способность размышлять и принимать правильные решения в экстремальной ситуации – это удел немногих. Поэтому, конечно, мы будем этому учить. Но если учащийся сразу сам себя настроит на то, что нужно в любой ситуации (усталости, страха, ярости, боли, тоски, сомнений) сохранять способность анализировать и принимать решения, - то он сможет легче учиться на третчатке.

Воля. Без сильной воли на третчатке сложно… Ведь придётся испытывать реальные перегрузки, неожиданные для обычного человека. Поэтому сразу стоит готовить себя к тому, что придётся не раз стискивать зубы и брать себя в руки. Кое-чему мы, конечно, научим. Как мотивировать себя, как понимать, к какому барьеру воли подошёл, как находить внешний и внутренний стимул. Но если сразу готовиться к тому, что третчатка – тренинг для воли – то пройдётся она проще и лучше.

Можно ли пройти половину Третчатки? Один день из двух или два из трёх?

Можно, но бессмысленно. Третчатка даёт эффект только при полном графике. Поверьте, неспроста инструкторы вынуждено работают по 12-14 часов каждый день. Мы, как работники, хотели бы, чтобы наш рабочий день был два часа в сутки да и то – перед телевизором! Но… Каждая третчатка строго формируется по времени, интенсивности и предметным составляющим. И работает только в целом виде. Один день из трёх – это как получить телефон без аккумулятора и без «симки» – и попробовать потом использовать его для телефонных звонков!

Первый день Третчатки – входной, даёт интенсивную физическую нагрузку для введения в технологию. Даёт психологическую и эмоциональную нагрузку.

Второй день Третчатки – день получения конкретных знаний и проверки их в режиме практического тренинга.

Третий день (если есть) – день выхода, когда нагрузка психологическая и эмоциональная хотя очень велики, но уже не воспринимаются так сознанием. И постепенно запущенный режим «турбо» подтягивает и другие стороны – физическую, тактическую, стратегическую и пр.

Что такое «прохождение» Третчатки?

Представьте себе, что Третчатка – это такая игра в режиме реальности. Каждый курс – уровень игры. Чтобы выйти на следующий, более сложный и опасный, уровень, нужно пройти предыдущий и – «сохраниться». Прохождением Третчатки мы и называем полное освоением всего материала курса. То есть – окончить курс нужно обязательно с отличием. Всё, что ниже – «хорошо», «удовлетворительно», «неуд» -  не прохождение. А «сохранением» можно назвать получение свидетельств за Третчатку – они дают право входа на следующий уровень.

А можно ли не «пройти» третчатку?

Можно. Особенно, если очень «постараться». Способов три:

- «Сойти с дистанции» по состоянию здоровья;

- Получить дисциплинарные взыскания,

- Оказаться «слабым звеном».

На последнем можно остановиться подробнее. На занятиях Третчатки оценивается активность и дисциплина оценками: «+», «-», «0». Оценка ставится таким образом, что на любом занятии хоть один учащийся, но будет «заминусован» и хоть один, но будет «заплюсован». Получается, что к концу дня у кого-то окажется минусов больше всех. Именно этим учащимся (один-два учащихся отставших от остальных больше всех) и предложат не приходить на следующий день. В последний же день будут смотреть, наоборот, тех, у кого больше всего плюсов – ушедшие в отрыв получат официальные документы о «прохождении» Третчатки.

Есть ли там дедовщина? Не будут ли инструкторы или другие учащиеся издеваться над новичком?

Очень сложный вопрос. С одной стороны – инструкторы не собираются ни над кем издеваться. А с другой – как на это смотреть.

Простой пример. Один юноша получил упражнение – нужно пройти специальный коридор, который построен из других учащихся. У всех учащихся группы задача – не дать пройти! Они будут очень стараться – пинаться, пихаться, мешать! Будет это издевательством или нет? Может так получиться, что юноша посчитает, что все над ним издеваются – и инструктор, что поставил ему такое условие, и другие ребята, потому что мешают сильнее, чем другим. И даже то, что другие также вынуждены проходить это упражнение, а у него есть возможность тоже со всей силы не давать им пройти коридор, не заставит его разувериться в том, что все над ним надсмехаются и выставляют слабаком! Издевательствами очень часто люди, чрезмерно себя любящие, считают всё, где не могут справиться.  Но это окружающие могут хорошо видеть, что это не так.

На третчатке у  инструктора нет цели издеваться. Даже когда он повышает голос – он делает это, чтобы его команда точно дошла до учащихся. Во всём остальном – инструктор проще плохого ученика просто минусовать и выгнать, чем как-то доказывать свою власть над ним. Поверьте – инструктору все одинаково безразличны, пока не стали его личными учениками.

У других учащихся тоже нет цели издеваться над кем-то. Скажем больше – на Третчатке все слишком заняты собой, своим личным выполнением задания, чтобы отвлекаться на кого-то ещё.

Поэтому не стоит бояться несуществующих проблем! Дедовщины тут нет – она просто не успевает сформироваться за слишком короткий и слишком насыщенный для этого курс.

Может ли там случиться травма?

Увы, да. Третчатка – это интенсивный курс с созданием экстремальной обстановки. Поэтому травмоопасность у него выше, чем у обычных занятий физкультурой. Самые частые травмы Третчаки – ушибы и растяжения. Реже происходит стёсывание кожи, мелкие ранки. Обычно помощь оказывается уже в спортивном зале и, при необходимости, вызывается врач.

Всё это обоснованный риск и для инструкторов и для родителей, которые отдают своих детей на эти занятия. Ведь на другой чаше весов – знания и навыки, которые могут помочь в действительно опасной ситуации.

Вспомните, сколько травм дети получают от обычного времяпровождения на улице? Сколько переломов случается от «нетравмоопасного» катания на велосипеде, роликах, сколько дети падают с гаражей и скольких сбивают машины? Всё это нам обычно кажется неопасными занятиями. Но именно они по статистике дают наибольший травматизм. А вот отдача от этого невелика – только удовольствие от того же катания на велосипеде или игре в гаражах… Третчатка даёт больше.

Но, конечно, баланс плюсов и минусов каждый решает для себя.

Я плохо пишу под диктовку. Можно принести диктофон или видеокамеру?

Нет. У нас не принята запись. Обычно запись на видео ведётся только в целях зафиксировать работу группы и педагога нашими операторами. Но для вас есть утешение. Дело в том, что на наших занятиях практически не приходится писать конспекты! У нас принята карточная система фиксирования материала. Что это такое? Это значит, что за время урока учащимся не нужно ничего конспектировать, а только слушать педагога и беседовать с ним. А после занятия каждый получает карточку – лист для вклейки в тетрадь. На ней кратко и, обычно, графически зафиксирован весь материал урока. Именно для того, чтобы вклеить этот лист в тетрадь, мы и просим приносить с собой клей-карандаш и тетрадь формата а5 – на половину обычного листа для печати.

А для чего тогда нужны авторучка, карандаш, линейка и прочее? Иногда приходится заполнять карточки для контроля – рисовать линии, закрашивать фигуры или вписывать ответы в приготовленные поля. Такие карточки инструктор раздаёт на занятии  и забирает в конце занятия, чтобы успеть за тренировку проверить – насколько учащиеся усвоили информацию урока.

А можно родителям или друзьям поприсутствовать на третчатке, посмотреть на меня?

Нет. Это не открытый урок и не публичное занятие. Третчатка подразумевает создание закрытого мира, где действуют исключительно инструкторы и учащиеся. Именно на их взаимодействие рассчитаны все упражнения.  Присутствие посторонних является отвлекающим фактором и мешает достижению важного психологического эффекта от занятий.

Обновлено (08.12.2013 22:41)